Прошлый месяц Май 2025 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 18 1 2 3 4
week 19 5 6 7 8 9 10 11
week 20 12 13 14 15 16 17 18
week 21 19 20 21 22 23 24 25
week 22 26 27 28 29 30 31
president.gov.by
UO lida21
Obl UO_2021
MO RB_2021
GROIRO 21
AO 24
RIKZ 18_
ADU 24_
EIOR
Virt school_GrOIRO
ispolkom 14_

Смотрите нас на YouTube

My v_instagram

UO lida_news   Obl UO_news   MO RB_news   GROIRO news

Печать PDF

Parta1Малая архитектурная форма во дворе школы

   На территории нашей школы появилась малая архитектурная форма – школьная парта. Данный художественно-декоративный элемент был задуман как подарок школе к её 90-летию. Он является и символическим подарком родному городу – как культурной столице Беларуси в 2020 году.
   Идея найти школьную парту 50-х годов для экспозиции в школьном музее родилась давно. Парту удалось разыскать в д.Мейры Ваверского сельсовета. Так сложилось, что сельской школы в населенном пункте давно нет. А вот парта, хоть время ее не пощадило, сохранилась. После реставрации новый экспонат органично вписался в школьный музей, в раздел «История школы».

Parta2   Парта из школьного музея послужила точной копией для изготовления малой архитектурной формы. Чертежи и саму парту изготовили на ЗАО «Каскад». Парта сделана из листов металла и состоит более чем из 70 деталей. Каждая деталь оцинкована на предприятии ГП «Конус», а затем на «Каскаде» были зачищены все резьбовые соединения, детали покрашены в специальной камере. ОАО «СМТ №19» изготовил пьедестал.

   Руководство, педагогический коллектив СШ №1 г.Лиды, а также учащиеся и их родители высказывают слова благодарности директору ЗАО «Каскад» Ивану Ивановичу Уссу, директору ГП «Конус» Андрею Петровичу Жамойде и руководителю ОАО «Строительно-монтажный трест №19» Владиславу Юлиановичу Лабецкому за помощь в создании малой архитектурной формы.

   На фотографии: Урок в 6 классе СШ №1 г.Лиды ведет учитель географии Валесюк Т.М.


ТВ Лида. "Скульптура в виде парты установлена у первой лидской школы"

Лидская газета. "В Лиде на территории СШ №1 установили малую архитектурную форму – школьную парту"


Справка "О школьной парте"
   Школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году. Первый аналог такой мебели в виде поставца появился ещё в эпоху Возрождения, потом он преобразовался в конторку или секретер, а уже позже – в школьную парту.
   Знаменитый русский гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 28 лет опубликовал свой научный труд «Влияние школ на происхождение близорукости», изучив зависимость появления глазных и телесных заболеваний от неправильного положения ученика за столом. И в итоге он предложил новую мебель. Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования: она была сделана так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом. Поскольку Эрисман долгое время занимался лечением глазных болезней, он учел и оптимальное расстояние для чтения – 30-40 сантиметров. Сидя за партой, сутулиться стало невозможно.
   Парта Эрисмана была одноместной. Но позже сосланный в уральскую деревню за участие в революционном движении петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана, сделав её двухместной и придумав откидную крышку, чтобы детям было удобнее вставать. Поскольку в деревенских школах у учеников не было шкафчиков, Коротков предложил прикрутить к партам крючки для портфелей, а под столешницей сделать полку для учебников. Он также придумал углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.
   За это Коротков получил серебряную медаль на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года и диплом об изобретении.
1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребёнка.
2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепёжных элементов, поэтому не причинит повреждений ребёнку.
3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребёнку не сложно ею пользоваться, а взрослому - обслуживать.
4. Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.
5. Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.
6. Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.