25 Апреля 2020
Малая архитектурная форма во дворе школы
На территории нашей школы появилась малая архитектурная форма – школьная парта. Данный художественно-декоративный элемент был задуман как подарок школе к её 90-летию. Он является и символическим подарком родному городу – как культурной столице Беларуси в 2020 году.
Идея найти школьную парту 50-х годов для экспозиции в школьном музее родилась давно. Парту удалось разыскать в д.Мейры Ваверского сельсовета. Так сложилось, что сельской школы в населенном пункте давно нет. А вот парта, хоть время ее не пощадило, сохранилась. После реставрации новый экспонат органично вписался в школьный музей, в раздел «История школы».
Парта из школьного музея послужила точной копией для изготовления малой архитектурной формы. Чертежи и саму парту изготовили на ЗАО «Каскад». Парта сделана из листов металла и состоит более чем из 70 деталей. Каждая деталь оцинкована на предприятии ГП «Конус», а затем на «Каскаде» были зачищены все резьбовые соединения, детали покрашены в специальной камере. ОАО «СМТ №19» изготовил пьедестал.
Руководство, педагогический коллектив СШ №1 г.Лиды, а также учащиеся и их родители высказывают слова благодарности директору ЗАО «Каскад» Ивану Ивановичу Уссу, директору ГП «Конус» Андрею Петровичу Жамойде и руководителю ОАО «Строительно-монтажный трест №19» Владиславу Юлиановичу Лабецкому за помощь в создании малой архитектурной формы.
На фотографии: Урок в 6 классе СШ №1 г.Лиды ведет учитель географии Валесюк Т.М.
ТВ Лида. "Скульптура в виде парты установлена у первой лидской школы"
Лидская газета. "В Лиде на территории СШ №1 установили малую архитектурную форму – школьную парту"
Знаменитый русский гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 28 лет опубликовал свой научный труд «Влияние школ на происхождение близорукости», изучив зависимость появления глазных и телесных заболеваний от неправильного положения ученика за столом. И в итоге он предложил новую мебель. Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования: она была сделана так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом. Поскольку Эрисман долгое время занимался лечением глазных болезней, он учел и оптимальное расстояние для чтения – 30-40 сантиметров. Сидя за партой, сутулиться стало невозможно.
Парта Эрисмана была одноместной. Но позже сосланный в уральскую деревню за участие в революционном движении петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана, сделав её двухместной и придумав откидную крышку, чтобы детям было удобнее вставать. Поскольку в деревенских школах у учеников не было шкафчиков, Коротков предложил прикрутить к партам крючки для портфелей, а под столешницей сделать полку для учебников. Он также придумал углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.
За это Коротков получил серебряную медаль на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года и диплом об изобретении.
1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребёнка.
2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепёжных элементов, поэтому не причинит повреждений ребёнку.
3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребёнку не сложно ею пользоваться, а взрослому - обслуживать.
4. Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.
5. Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.
6. Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.